Новости Comply.

Новый закон против фрода: ограничения на мессенджеры и как с ними работать

Pulse
1 апреля [очередная нешутка] был принят Закон о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству. Это ожидаемая реакция государства на тревожную статистику — почти каждый второй россиянин столкнулся с телефонным мошенничеством.
С июня действовуют первые положения Закона и, в первую очередь, – запрет на использование иностранных сервисов в коммуникациях с гражданами. Этот запрет затаился в заключительных положениях Закона – казалось бы, и не важно вовсе. Так ли это? Разбираемся!

Кто?

Помимо государственных и окологосударственных институций новый запрет влияет и на бизнес, включая:

  • кредитные и некредитные финансовые организации;
  • операторов связи;
  • агрегаторов информации о товарах и услугах (например, маркетплейсы);
  • социальные сети, если более 500 тыс. пользователей в сутки;
  • сервисы размещения объявлений, если более 100 тыс. пользователей в сутки.
Напомним, что для признания сервиса агрегатором в соответствии с Законом о защите прав потребителей должны выполняться следующие условия:

  • у потребителя есть возможность одновременно ознакомиться с предложением и заключить договор;
  • сделка заключается непосредственно с продавцом /исполнителем, тогда как агрегатор не будет стороной договора, и
  • агрегатор принимает предварительную оплату.

То есть запрет может действовать не только в отношении всем известных маркетплейсов, но и других необязательно больших сервисов. Поэтому рекомендуем оценить применимость этого запрета к вашему ресурсу.

Что?

  • Запрет касается информирования (включая рассылки, ответы на сообщения) пользователей в личных сообщениях / закрытых чатах.
  • Но НЕ распространяется на Telegram-каналы, публикацию сторис и рекламы. Общение с иностранными пользователями – тоже вне фокуса регулирования.

Какие риски?

  • Нарушение требования чревато штрафом по ст. 13.11.2 КоАП – до 700 тыс. рублей, а также предписанием о прекращении использования зарубежных мессенджеров. Последнее может повлечь за собой болезненную перестройку бизнес-процесса.
  • Всякое лицо будет нести ответственность за использование мессенджера, даже если не знало об иностранном владении. Список «нежелательных» мессенджеров прямо в Законе не указан, но ориентироваться можно на перечень РКН. Использование таких непатриотичных мессенджеров с высокой долей вероятности повлечет за собой оперативную реакцию РКН.

Интересно, попадет ли проверка комплаенса с этим запретом в скоуп уже традиционных проверок сайтов РКН в рамках дистанционного наблюдения с использованием автоматизированного сервиса… Тревожно!

Как быть?

  • Для начала необходимо оценить применимость Закона к сервису и определиться с последующей стратегией, если этот запрет все же применим.
  • Самый очевидный путь – полный отказ от использования иностранных платформ. Альтернативно можно развернуть собственный чат в приложении или на сайте.

UPD: в связи с принятием в третьем чтении проекта Федерального закона о национальном мессенджере вполне вероятно, что у компаний будет возможность перевести свои процессы на рельсы отечественного многофункционального сервиса. Особенно учитывая, что отдельные положения законопроекта уже об этом шепчут (часть 8 статьи 1).

  • Сложности остаются у тех компаний, которым клиенты продолжают писать в зарубежные мессенджеры. Таких клиентов можно переводить в «легальные» чаты, присылая ссылку, например, по SMS. Другой, хоть и более рискованный вариант – отправлять в запрещенном мессенджере ссылку на продолжение диалога на легальной площадке.
Что дальше? Напоминаем, что основной массив новелл Закона, в том числе механизмы противодействия спам-звонкам и фроду, вступит в силу с 1 сентября. Практическая реализация иных требований будет определяться постановлениями Правительства. Об этом мы уже ранее писали.

Предстоит дождаться разъяснений и постановлений Правительства дабы точнее очертить периметр действия новых норм и определить допустимые модели поведения. А пока их нет – наблюдаем и адаптируемся в режиме standby