Подписка на рассылку за скидку: где закон, а где логика?
Практика предоставления скидок и привилегий за подписку на рассылку давно стала стандартом рынка. Компании используют ее для расширения маркетинговой базы, а клиенты получают выгоду в виде бонусов. Можно даже говорить о формировании нового социального контракта между субъектами и операторами, в котором данные выступают в качестве экономического блага. Однако ФАС и Роскомнадзор не так благосклонны. Они считают, что такая схема может нарушать закон о рекламе и ПД.
Попробуем разобраться, что здесь может быть не так. И почему мы считаем, что такая схема имеет право на жизнь.
Итак, пара вводных:
В чем претензии регуляторов?
Ключевая точка преткновения — принцип добровольности согласия. ФАС утверждает, что подписка на рекламу должна быть всегда опциональной. То есть, по логике ФАС, компания должна дать новому подписчику скидку, если он оставил свои контакты под такой формой, но любая дальнейшая рекламная коммуникация возможна, только если подписчик предоставит добровольное согласие.
На наш взгляд, такая логика не вполне корректная — ведь в описанном случае согласие уже будет свободным! Подписчик имеет полную свободу: подписаться на рассылку для получения скидки или не подписываться, и подписывается собственным решением. Сама суть такой акции сводится лишь к обмену подписки на рассылку на бонусы и скидки.
Нельзя сказать, что непредоставление согласия в таком случае ведет к каким-то негативным последствиям для субъекта. Скидка – это лишь вид дополнительного поощрения поведения субъекта, но никак не безусловное право потребителя. Кроме того, такая акция не ставит под условие получения скидки приобретение каких-либо товаров, а также не лишает иных покупателей, не подписанных на рассылку, доступа к сервису или товарам — поэтому нельзя говорить, что права и интересы субъекта / потребителя каким-либо образом нарушены. С нами согласны и в Европе – например, EDPB давно считает согласие на обработку ПД для получения дополнительных скидок или раннего доступа к релизам свободным и добровольным.
В интерпретации ФАС у компаний почти нет стимулов давать скидки или иные привилегии подписчикам, если они не могут в дальнейшем использовать их контакты для маркетинга. И будем честны, неужели вас как потребителей это ограничивает? Лично мы не хотим отказываться от скидок за подписку. Кажется, это пример честной B2C сделки – win-win.
Практика предоставления скидок и привилегий за подписку на рассылку давно стала стандартом рынка. Компании используют ее для расширения маркетинговой базы, а клиенты получают выгоду в виде бонусов. Можно даже говорить о формировании нового социального контракта между субъектами и операторами, в котором данные выступают в качестве экономического блага. Однако ФАС и Роскомнадзор не так благосклонны. Они считают, что такая схема может нарушать закон о рекламе и ПД.
Попробуем разобраться, что здесь может быть не так. И почему мы считаем, что такая схема имеет право на жизнь.
Итак, пара вводных:
- Допустим, онлайн-ритейлер хочет увеличить число подписчиков. Он предлагает клиентам скидку (или другой бонус) на своем сайте в обмен на подписку на рассылку. При оформлении подписки пользователь должен (1) указать свою почту и (2) в обязательном порядке поставить галочку в чек-боксе согласия на получение рассылки и обработку своих данных для этой цели. Не предоставив согласие, человек не может отправить контакты.
- Мы знаем, что некоторые управления ФАС против такой механики и пытаются привлечь компании к ответственности. Но должны признать, что такая позиция нам не близка — поэтому обращаем внимание сообщества и призываем к публичному порицанию таких консервативных взглядов.
В чем претензии регуляторов?
Ключевая точка преткновения — принцип добровольности согласия. ФАС утверждает, что подписка на рекламу должна быть всегда опциональной. То есть, по логике ФАС, компания должна дать новому подписчику скидку, если он оставил свои контакты под такой формой, но любая дальнейшая рекламная коммуникация возможна, только если подписчик предоставит добровольное согласие.
На наш взгляд, такая логика не вполне корректная — ведь в описанном случае согласие уже будет свободным! Подписчик имеет полную свободу: подписаться на рассылку для получения скидки или не подписываться, и подписывается собственным решением. Сама суть такой акции сводится лишь к обмену подписки на рассылку на бонусы и скидки.
Нельзя сказать, что непредоставление согласия в таком случае ведет к каким-то негативным последствиям для субъекта. Скидка – это лишь вид дополнительного поощрения поведения субъекта, но никак не безусловное право потребителя. Кроме того, такая акция не ставит под условие получения скидки приобретение каких-либо товаров, а также не лишает иных покупателей, не подписанных на рассылку, доступа к сервису или товарам — поэтому нельзя говорить, что права и интересы субъекта / потребителя каким-либо образом нарушены. С нами согласны и в Европе – например, EDPB давно считает согласие на обработку ПД для получения дополнительных скидок или раннего доступа к релизам свободным и добровольным.
В интерпретации ФАС у компаний почти нет стимулов давать скидки или иные привилегии подписчикам, если они не могут в дальнейшем использовать их контакты для маркетинга. И будем честны, неужели вас как потребителей это ограничивает? Лично мы не хотим отказываться от скидок за подписку. Кажется, это пример честной B2C сделки – win-win.