Депутаты хотят наказывать за рекламу на заблокированных ресурсах. Соответствующие поправки Госдума планирует принять во вторник, 25 марта. Предполагается, что нельзя будет размещать рекламу на ресурсах организаций, признанных запрещенными или нежелательными в России, а также на сайтах, доступ к которым ограничен. Среди таковых соцсеть X, а также Instagram и Facebook, которые принадлежат корпорации Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ). Кто и сколько потеряет от нововведений? Расскажет Александр Мезенцев.
По данным сервиса ADinBlog, в 2024 году топ успешных инфлюенсеров возглавила журналист Ксения Собчак, заработав на размещении постов и сторис в одной запрещенной сети более 37 млн руб. Следом за ней телеведущая Ксения Бородина, которая получила от рекламы доход почти в 30 млн. У бывшей гимнастки Ляйсан Утяшевой доход от рекламы составил 15 млн руб., а у ее супруга шоумена Павла Воли — 8 млн.
Запрещенные соцсети по сей день остаются эффективным инструментом продвижения товаров и услуг, говорит консультант креативного агентства findmind Ксения Караогланова: «Даже если отслеживать только маркированную рекламу, которая идет вбелую, официально зарегистрирована и у блогера, и у рекламодателя, количество размещений очень большое. За маркированную рекламу всегда выступают рекламодатели и блогеры, довольно известные и большие, которые следят за своей репутацией. Все, что касается немаркированной рекламы, каких-либо форм типа коллаборации, интеграции — это все-таки про истории поменьше, с гораздо меньшими бюджетами».
Запрещенные соцсети по сей день остаются эффективным инструментом продвижения товаров и услуг, говорит консультант креативного агентства findmind Ксения Караогланова: «Даже если отслеживать только маркированную рекламу, которая идет вбелую, официально зарегистрирована и у блогера, и у рекламодателя, количество размещений очень большое. За маркированную рекламу всегда выступают рекламодатели и блогеры, довольно известные и большие, которые следят за своей репутацией. Все, что касается немаркированной рекламы, каких-либо форм типа коллаборации, интеграции — это все-таки про истории поменьше, с гораздо меньшими бюджетами».
Один рекламный пост в запрещенной соцсети певицы Ольги Бузовой, по данным сервиса ADinBlog, можно купить примерно за 800 тыс. руб., сторис — за 250 тыс. Ее аудитория там насчитывает 24,5 млн человек, а в Telegram, куда эксперты прогнозируют окончательный переход рекламодателей, — менее 500 тыс. При запрете рекламы в зарубежных соцсетях вырастет стоимость размещений на других площадках, считает основатель рекламного агентства PurpleDoor Алексей Пак: «Именно в этих социальных сетях вырастет серый рынок рекламы, всё остальное начнет умирать потихонечку. Будет больно малому и среднему бизнесу. Следующая история — это уход аудитории в Telegram, повышение стоимости рекламы там, уход рекламодателей в VK с увеличением стоимости рекламы, при этом с сомнительной эффективностью. И останется RuTube, получается.
Понятно, куда будет основная масса блогеров мигрировать — в Telegram с приличной потерей аудитории. И для брендов, конечно, это минус, потому что сразу меньше каналов станет для связи с аудиторией, до которой можно достучаться. Отечественные площадки не славятся большим вовлечением пользователей».
Сейчас штраф за нарушение законодательства о рекламе составляет 2,5 тыс. руб. для физических лиц, до 20 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для компаний. Вероятно, незаконную рекламу будут выявлять по жалобам неравнодушных граждан, говорит партнер юридической фирмы Comply Максим Али: «Без добровольной маркировки рекламы выявить ее на нежелательных теперь и запрещенных ресурсах будет сложнее. У ФАС не такое большое количество сотрудников, а есть территориальные управления по субъектам, и в каждом из них сидит до нескольких десятков человек. Наверное, это как раз одна из причин, почему большинство дел возбуждается именно по жалобам. Под ударом, как ни грустно и парадоксально, окажется как раз таки относительно честный бизнес, который открыто ведет деятельность в разных соцсетях, не стесняясь, что такой-то магазин находится по такому-то адресу, и выявить его будет несложно».
Первое чтение законопроекта об ограничении рекламы на запрещенных площадках состоялось еще летом 2024-го. Во вторник депутаты планируют принять его во втором и третьем чтениях. Как сообщают в профильном комитете Госдумы, поправки могут вступить в силу с 1 сентября.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7603198