Новости Comply.

Регулирование креативных индустрий

Insights
Февраль примечателен не масштабными реформами, а рядом поправок и уточнений к сложившемуся регулированию. В том числе российские власти решили финансово поддержать креативные индустрии — этому посвящен отдельный федеральный закон.
5 февраля вступает в силу закон о креативных (творческих) индустриях, подписанный еще в августе 2024-го. Этот сектор экономики при определенных условиях сможет претендовать на поддержку государства. В акте содержатся основные понятия (например, «креативный продукт» и «креативный кластер»), а сами креативные индустрии новый закон делит на четыре вида по сфере деятельности.

По словам Максима Али, партнера, руководителя практики интеллектуальной собственности Comply, закон носит крайне рамочный характер. В первую очередь он может быть интересен с точки зрения создания креативных кластеров и предоставления финансовой поддержки. Но более детально все эти вопросы вынесены на подзаконный уровень. Выглядит так, будто закон был нужен лишь для того, чтобы формально дать карт-бланш правительству на дальнейшее регулирование этой сферы, говорит эксперт.
К сожалению, закон не ограничивает существующую административную нагрузку на креативный бизнес. Достаточно вспомнить огромное количество запрещенного контента, все усложняющиеся требования к рекламе и содержанию IT-сервисов. Креативные индустрии так и не получат гарантий в этих направлениях, эти вопросы регулируются другими законами.

Одна из целей закона — сформировать понятийный аппарат в креативной сфере. Так заявлено в пояснительной записке. Но остается вопрос: так ли это необходимо? По сути, речь идет о введении новых юридических категорий, а не разъяснении старых. Впору вспомнить многострадальный закон «Об информации...», который тоже начинался скорее как некий рамочный закон с понятийным аппаратом. Со временем же он превратился в механизм регулирования интернета, который определяет, например, различные случаи блокировок сайтов.
Подробнее читайте на сайте Право.ру.