Новости Comply.

Модель «pay or okay»

Insights
Летом прошлого года Европейский суд справедливости запретил Meta использовать договор в качестве основания для таргетированной рекламы. Позже EDPB признал незаконным такую обработку уже на основании легитимного интереса. После этого у Meta не осталось никакого иного выхода, кроме как собирать согласия пользователей. И Meta решила ввести платную подписку – отныне пользователь или соглашается с использованием его данных для таргетированной рекламы, или же отказывается, платя за это 251 евро в год.

Эта модель, известная как ”pay or okay”, существовала и до решения Meta – ряд надзорных органов (Франция, Австрия, Германия) прямо разрешал в своих руководствах использовать согласие на обработку данных в качестве альтернативы платному использованию сервиса.

Новая модель подписки Meta вызвала критику со стороны организаций по защите прав потребителей и privacy-активистов. Надзорные органы запросили у EDPB обязательные разъяснения, которые должны оценить правомерность такой модели.

Как кажется, модель платной подписки за просмотр ресурса без сбора данных сама по себе соответствует GDPR, если отказ в предоставлении согласия не несет для пользователя негативных последствий (см. мнение WP29). Для того, чтобы платная подписка не рассматривалась как негативное последствие, ее цена должна быть экономически разумна и обоснована следующим:

  • выручкой компании от такой рекламы и
  • расходами на поддержание и ведение онлайн-ресурса, на котором осуществляется сбор данных, а также
  • эксклюзивностью контента, размещаемого на ресурсе.

Пока ЕС бизнес ожидает разъяснений EDPB по модели pay or okay, мы можем оценить перспективы такой модели в российской действительности.

Законодательство РФ само по себе не предусматривает запрета на предоставление пользователям дополнительных выгод (скидок, бонусов) за предоставление данных. В то же время существует ряд запретов, например, на отказ в заключении договора с пользователем при отказе предоставить данные, сверх необходимых для заключения договора (ч. 4 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Кроме этого, РКН неоднократно подчеркивал, что ПД являются личным неимущественным благом, а не имуществом человека, а поэтому не могут напрямую участвовать в экономическом обмене.

Хотя отраслевая стратегия развития рынка больших данных, поддержанная Минцифры и Минэкономразвития, все же предполагает развитие экономики пользовательских данных, в том числе путем развития подходов к обороту данных в качестве экономического блага.

С учетом этого, а также того факта, что принципы функционирования согласия на обработку данных заимствованы из ЕС, мы предполагаем, что в теории модель pay or okay может быть использована в России. С другой стороны, учитывая текущий подход РКН, который пока вполне удовлетворяется формальным информированием пользователя об использовании куки-файлов в т.ч. маркетинговых, кажется, что причин прибегать к использованию модели pay or okay нет. Все может измениться, если РКН будет строже подходить к вопросам использования куки-файлов. А это весьма вероятно, ведь надзорный орган быстро адаптируется к новым вызовам и совершенствует свои подходы, в том числе на основе международного опыта.

Куда актуальнее в нашей действительности ответить на иной вопрос – и нет, он не про куки-файлы и таргетинг. Вправе ли бизнес обуславливать, например, сбор рекламных согласий предоставлением клиенту бонусов, скидок и прочих мирских удовольствий? Ответ зависит от нюансов. Но если положение клиентов, которые не дают согласие, не ухудшается, то не понятно, зачем ограничивать такую безобидную механику увеличения конверсии.