Новости Comply.

Национальный мессенджер: упрощение или риск для бизнеса и данных?

СМИ
Российский национальный мессенджер станет ключевым цифровым инструментом для граждан и бизнеса, интегрированным с госсистемами и заменяющим бумажные документы. С его помощью можно будет не только получить многие госуслуги, но и подписать договор, подтвердить возраст или факт обучения, получить льготы и пр. Соответствующий закон 1 уже принят Госдумой и находится на подписании у президента. Предполагается, что он заработает с 1 сентября, опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты рассчитывают, что к этому времени в подзаконных актах будут разработаны принципы и сроки внедрения различных возможностей мессенджера, что может существенно повлиять на B2C-сектор и рынок ЭДО.
Законопроект № 679980-8 «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Комментарий эксперта: Сергей Сайганов, партнер, руководитель практики Tech, Comply

Закон о национальном мессенджере: что это и как повлияет на бизнес?

Буквально за несколько дней появился и был принят закон о так называемом “национальном мессенджере”, а если точнее — “многофункциональном сервисе обмена информацией”. Это достаточно интересный прецедент по совокупности обстоятельств:

- во-первых, как кажется, ранее не принимались законы об отдельной единице такого, казалось бы, потребительского программного обеспечения;

- во-вторых, проект “лежал” в Думе с июля 2024 года, но здесь его вспомнили, реанимировали и приняли буквально за пару недель.

В проекте закона формально предусмотрены условия для выбора такого ПО и его оператора, однако ни для кого не секрет, что уже выбрана платформа Max от VK – это подтверждал и Минцифры, и Горелкин.

Особенностью именно национального мессенджера (“НМ”), исходя из акцентов в проекте закона, станет тесная интеграция с ЕСИА, Госуслугами, СМЭВ и иными государственными системами — как продолжение тренда на создание единого государственного супер-сервиса по типу WeChat. Поэтому мы вполне уверенно можем ожидать, что Госуслуги станут и входным окном для регистрации и авторизации пользователей НМ, тем самым обеспечивая полную идентификацию, верификацию возраста и т. д. (тот самый “интернет по паспорту”, который прогнозировали еще в 2000-х).

Интеграция с Госуслугами позволит использовать НМ в том числе как замену бумажных документов, в том числе, как минимум, предъявлять аккаунт вместо паспорта, студенческого билета и льготных документов — коды из НМ будут приравнены к предъявлению бумажного документа.

Кроме этого, в проекте закона заложена основа для использования НМ в качестве сервиса электронной подписи документов, и это лично для автора самая интересная особенность. Проект предусматривает возможность использования как усиленной неквалифицированной (УНЭП), так и квалифицированной (УКЭП) подписи в приложении НМ, с отсылкой на интеграцию с другими системами, позволяющими сгенерировать ключи и верифицировать данные — Госключ и СМЭВ.

Это развитие идеи Госключа, которая сама по себе пока не получила такого распространения среди населения, которой хотелось бы добиться государству, и поэтому, видимо, будет задан тренд на максимальное покрытие и упрощение процесса через НМ. На это указывает п. 10 проекта, который уже предписывает, пусть и в определенных случаях, бизнесу использовать ЭП с гражданами только через НМ. Такой тренд, безусловно, может угрожать (о чем уже пишут игроки этого бизнеса) сложившемуся рынку удостоверяющих центров, операторов ЭДО с физлицами и КЭДО, так как государство вполне в силах постараться не напрямую, так косвенно максимально “закольцевать” обмен документами через единую точку НМ. Впрочем, предыдущие эксперименты с тем же Госключем или Работой России пока таких результатов не достигали, но тем не менее участникам рынка уже пора готовиться к такому повороту и искать возможности интеграции.

НМ также предполагается использовать и как окно для обычной коммуникации граждан, бизнеса и госорганов. Проект предусматривает возможность направления информации и уведомлений гражданину напрямую в НМ без необходимости дополнительных договоренностей между участниками. Исключение, конечно же, сделано для рекламы, направление которой также будет требовать согласия в соответствии с Законом о рекламе.

В этом контексте интересно, что буквально в параллели был принят закон о противодействии мошенничеству в мессенджерах, который расширил запреты на применение иностранных мессенджеров для бизнеса. Поэтому тренд на постепенный принудительный перевод компаний на рельсы НМ уже заметен, о чем также прямым текстом сообщали авторы и спикеры. Это особенно тревожно ввиду непрозрачной возможности блокировки немногих оставшихся популярных мессенджеров (Telegram и WhatsApp) на территории страны, которые с переменным успехом “выживали” до этого времени, однако теперь работоспособность также под угрозой (особенно если учесть, что в части регионов РФ они уже де-факто заблокированы).

Также проект предусматривает перевод в НМ коммуникаций в рамках образовательных процессов. Это тоже было довольно очевидно с учетом того, что уже несколько лет государство воздействует на образовательные организации по переводу всех коммуникаций на платформу Сферум, которая также является частью VK и, по-видимому, войдет в НМ.

Что интересно – для Москвы, по уже сложившейся традиции, предусмотрена возможность исключения из общих правил по соглашению с Правительством РФ. И, конечно же, многое отдано “на откуп” Правительству РФ в части определения различных условий и правил, проекты которых мы пока еще не видим.

Исходя из вышеописанного, все это – при должной реализации – может существенно повлиять на весь B2C-бизнес в стране, а для каких-то сегментов и вовсе фатально. Тем не менее, все же нужно дождаться фактической реализации и разработки всех правил — это может занять достаточно продолжительное время, а в нашем динамичном таймлайне по пути и вовсе может многое поменяться.
Опубликовано:«ЭЖ-Юрист» №22 (1371) 2025