В СМИ широко разошлись новости о якобы первом случае штрафа за рекламу в заблокированной соцсети. С 1 сентября это делать запрещено. Но, как стало известно Радио РБК, на самом деле блогер нарушила совсем другой закон.
Ни о каких первых штрафах по закону о запрете рекламы в Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России) в этом случае речи не идет. Об этом Радио РБК рассказала блогер Евгения Тутушкина.
По ее словам, штраф она получила из-за того, что Роскомнадзор заметил на ее странице в Instagram публикацию с рекламой, которая не была промаркирована. Согласно закону, действующему с сентября 2022 года, любое рекламное размещение блогер обязан маркировать — получать специальный токен и проводить отчисления, чтобы зарегистрировать рекламу.
За прошедшие годы штрафы за отсутствие маркировки стали для отрасли привычным явлением. Евгения Тутушкина — юрист, она ведет блог в нескольких соцсетях и рассказывает о своей профессиональной деятельности. В июле она опубликовала Reels о своем отдыхе в одном из отелей Краснодара, где рассказала о его преимуществах и поделилась промокодом со своим именем, который давал подписчикам скидку на проживание. По словам Евгении, она не получала вознаграждения от отеля и сделала публикацию «по доброй воле».
Однако Роскомнадзор посчитал, что речь идет о незарегистрированной рекламе.
«Пост набрал достаточно много просмотров — около 150 тысяч. Роскомнадзор направил мне письмо, вызвал и сообщил, что рассматривает вопрос о привлечении меня к административной ответственности. Основанием стало отсутствие маркировки рекламы. В результате меня оштрафовали как физическое лицо на 30 тысяч рублей», — рассказала Евгения Тутушкина.
Вопрос о необходимости маркировки рекламы в Instagram долгое время оставался спорным. У двух ведомств, отвечающих за применение закона, — ФАС и Роскомнадзора — позиции различались.
Федеральная антимонопольная служба исходила из того, что поскольку доступ к Instagram и Facebook в России ограничен, аудитория технически не может видеть рекламную интеграцию, а значит, и маркировать ее не требуется. Однако Роскомнадзор с самого начала придерживался противоположной позиции, считая, что реклама была распространена, и неважно, где и кто мог ее увидеть.
Позже юристы пришли к выводу, что безопаснее маркировать любую рекламу, чтобы избежать спорных ситуаций. После вступления в силу нового закона, полностью запрещающего рекламу в Instagram с 1 сентября, в Роскомнадзоре порекомендовали удалить все рекламные публикации, размещенные там до этой даты.
ФАС, однако, пояснила, что под запрет подпадает только повторное размещение рекламы. Тем не менее, юристы советуют блогерам проверить свои старые публикации.
Партнер и руководитель практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али отметил:
«Поскольку критерии применения закона о рекламе должен определять именно ФАС, справедливее, когда именно эта служба рассматривает подобные дела. Если практика Роскомнадзора распространится, то рынок окажется в ситуации, которой все боялись: блогерам придется поднимать публикации за последние годы, чтобы удалить посты, которые потенциально могут быть признаны рекламой».
За весь прошлый год за отсутствие маркировки рекламы в интернете россиян оштрафовали примерно на 14,5 млн рублей. По мнению юристов, эта сумма будет только расти.
Даже если блогеры попробуют промаркировать рекламу, размещенную в Instagram до вступления запрета в силу, сделать это вряд ли получится — система не работает «задним числом». Более того, попытка провести такую маркировку через рекламный кабинет может привести к новому штрафу: формально это будет считаться новой публикацией рекламы, а она теперь полностью запрещена.